Проповедь архимандрита Луки в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Святителя Тихона Патриарха московского и всея Руси.

Сегодня мы празднуем память апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Святителя Тихона Патриарха московского и всея Руси.

Когда мы вспоминаем жития Святых, в том числе Апостолов Христовых, то мы особенным образом выделяем некоторых из них: что сначала были избранны двенадцать апостолов, потом семьдесят учеников, а троих Господь возвёл на гору Фавор, чтобы явить им Славу Свою. И лишь одному апостолу, излюбленному своему ученику Иоанну Богослову было позволено стоять при Кресте Господнем. Об этом было написано в Священном Писании: „блаженны невидевшие и уверовавшие“, ибо дано им увидеть Славу Божию в полном своём величии. (Евангелие от Иоанна 20 стих 29) Когда мы вспоминаем о Воскресении Христовом, одному из первых, кому явился Господь, был апостол Пётр. Когда Пётр не увидел тело Христово, он удивился и не уверовал. Когда же вошёл Иоан Богослов и не увидел тела Христова, он уверовал, что Воскрес Христос.

Поэтому тем, кому дано прикасаться своим существом и духом к Духу Святому, дано познать истинного Бога, потому что именно из-за этих своих качеств божеских и человеческих в своей душе и способности свидетельствовать об этом Иоан Богослов и был назван Богословом. Не многим святым Церковь присваивает такое звание, но только тем, кто своей жизнью явили, что они являются свидетелями самых глубоких Таин Божьих: домостроительства мира сего и внутренних Божественных взаимоотношений (что Отец относится к Сыну своему, как Сын относится к Духу Святому и так Святая Троица сочетается вместе).

Именно об этих тайнах поведал Церкви Христовой Иоан Богослов в своих сочинениях и дал ключ как именно следует относиться человеческой душе к этим божественным знаниям. Очень несложным путём Иоанн Богослов передал слова Спасителя: „Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня“(Евангелие от Иоанна 14 стих 21). Именно в этом явлении заключается возможность приникнуть человеческой душе к Тайнам Божьим и получить Дар Божий, получить такое положение, которое получили Апостолы своим близким присутствием ко Христу. Присутствовать при том чудесном явлении, когда Сын Божий пришёл на Землю не обязательно, достаточно полюбить в сердце Его Заповеди, Его Самого и явить это в мире, и тогда оказывается, что прекращается действие времен, потому что Бог, живущий в вечности всегда остаётся одним и тем же. Он способен дать это дарование быть частью Таин Божьих каждой человеческой душе, следующей Его заповедям. Тогда в одно мгновение вся человеческая история собирается в человеческой душе, дающей возможность приобщиться к этому Источнику Жизни, Господу нашему. Через Апостолов, проповедующих Христа, у практически у всего мира была возможность приобщиться к учению Христа. Некоторым народам не дано было услышать Слово Божие, но тем, кому дано было называться чадами Божьими, дано было и приникнуть ко Христу подобно Апостолам.

Праздник Патриарха Тихона свидетельствует о том событиях, когда Русская Церковь взошла на Голгофу свою, когда полилась мученическая кровь, появились многие лжеучения, тогда у Церкви осталось мало чад. Несложно исповедовать Христа истинным Богом, предстоя пред Ним во времена Его славы. Но чрезвычайно трудно исповедовать Христа Бога пред лицем дьявола. Когда настало исповедническое время,  тогда Патриарх Тихон явил мудрость вести корабль Церкви в ту сторону, куда надлежало, дабы она сохранила верность Христу.

Именно поэтому, когда нам сложно, мы обращаемся к этим великим Святым. Не случайно их праздники выпали на один день. День памяти того, кому было дано стоять при Кресте Господнем, и Патриарха Тихона, стоящего при Кресте Господнем, принявшего голгофскую мученическую жертву Русской Православной Церкви. Единственным, что сделало возможным свидетельство этого времени Церкви это любовь ко Христу, любовь к ближнему своему. В тихости нравов души своей, исповедующей, что Христос — истинный Бог, свидетельствуется, что нет ни одного пути, кроме как на Кресте встретиться с Господом, следуя за Ним. Нужно помнить о том, что на Кресте назначена нам встреча с Господом. Приближаясь к Нему, все святые готовы содействовать нам, чтобы мы нашли дверь райскую и стали участниками Церкви небесной.